Природоохранное законодательство
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Природоохранное законодательство
 
Ключевые нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования, принятые на федеральном уровне в 2019 г.
Нормативный правовой акт1
Краткое описание
Охрана окружающей среды
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»
Регламентирован порядок выдачи, переоформления, изменения и отзыва комплексных экологических разрешений: выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), относящихся к объектам:
- I категории – на отдельный объект, оказывающий НВОС, в том числе линейный объект, на основании заявки на получение разрешения;
- II категории – при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Разрешение выдается территориальным органом Росприроднадзора на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования разрешения на 7 лет и продлевается на 7 лет при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий»
Предусматривается порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды.
Нормативы разрабатываются для отдельных компонентов природной среды – атмосферного воздуха, вод поверхностных водных объектов, вод подземных водных объектов, почв (земель).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации нормативы качества в пределах территории субъекта Российской Федерации, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне, с учетом экологической обстановки в регионе.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 428-р
Вводится перечень видов технических устройств, оборудования и установок на объектах I категории, которые подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета выбросов (сбросов).
Автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях сбросов загрязняющих веществ должны быть оснащены выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих НВОС, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
Автоматические средства измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и обеспечивать передачу информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ по информационно-телекоммуникационным сетям в соответствии с форматом передачи данных, утвержденных Росприроднадзором, в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»
Вводится порядок создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Система автоматического контроля создается в целях обеспечения автоматического измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, фиксации и передачи информации об указанных показателях в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, на объектах, относящихся к объектам I категории в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
На объекте I категории могут создаваться и эксплуатироваться как единая система автоматического контроля, так и несколько систем автоматического контроля отдельно по выбросам или по сбросам.
Приказ Росприроднадзора от 19.02.2019 № 44 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017 г. № 447» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.03.2019 № 54050)
Скорректированы формы отдельных проверочных листов, используемых при проведении Росприроднадзором плановых проверок соблюдения обязательных требований. Изменения внесены, в частности, в формы проверочных листов, применяемых:
- при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
- при осуществлении государственного земельного надзора;
- при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
- при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора;
- при осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В указанных формах актуализируется перечень проверяемых требований и перечень нормативных правовых актов, в которых они содержатся.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2019 № 914-р
Скорректирован перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В частности:
- вводятся новые виды загрязняющих веществ для атмосферного воздуха – «Пыль каменного угля», «этенилбензол (стирол)»;
- в качестве самостоятельного вида загрязняющих веществ выделяется этенилбензол (стирол);
- исключаются терефталевая кислота и четыреххлористый углерод.
Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.08.2019 № 55737)
Вводится в действие порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.
Суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Зачет осуществляется по заявлению лица, обязанного вносить плату. Зачет производится территориальным органом Росприроднадзора в счет авансовых платежей текущего периода в случае, если лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете делается соответствующая пометка.
Заявление о возврате или зачете подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
В случае принятия решения о зачете лицу, обязанному вносить плату, в течение 3 дней после подписания направляется решение о зачете. В случае принятия решения о возврате возврат производится только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности, в случае наличия таких задолженностей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется без начисления процентов на данную сумму.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255»
Уточняется порядок исчисления и взимания платы за НВОС в связи с новым порядком нормирования НВОС.
В частности, устанавливаются особенности расчета размера платы за НВОС для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории.
Устанавливается порядок расчета размера платы за НВОС при отсутствии комплексных экологических разрешений или при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду.
Устанавливается формула расчета платы за размещение ТКО лицом, обязанным вносить такую плату.
Корректируется порядок расчета размера платы при превышении установленных лимитов.
Устанавливается порядок учета затрат организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на мероприятия по снижению НВОС при расчете размера платы.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
С 01.01.2020 сокращается круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В том числе, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Также:
- устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;
- определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения, основания для отказа в выдаче такого разрешения, устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации по определению порядка рассмотрения указанных заявок;
- уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2019 № 899 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.02.2020 № 57602)
Вносится перечень изменений в Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № 2764-р
Обновлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Уточняются полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводит выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также осуществляет организацию работ по ликвидации такого вреда на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, а также на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 1624 «О внесении изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Уточняется вопрос зачета затрат на реализацию природоохранных мероприятий.
Охрана атмосферного воздуха
Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»
В целях обеспечения федерального проекта "Чистый воздух" определен порядок реализации эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ. В Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вводятся положения, регулирующие вопросы проведения сводных расчетов загрязнения воздуха.
В целях приведения терминологии, используемой в Федеральном законе № 96-ФЗ, в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», понятие «вредное (загрязняющее) вещество» заменяется понятием «загрязняющее вещество», а также приводится актуализированное определение данного понятия. Устанавливается возможность проведения Росприроднадзором внеплановых проверок в период неблагоприятных метеорологических условий без согласования органами прокуратуры.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2019 № 794 «Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2019 № 56958)
Утверждены методические рекомендации по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Фон определяется по выборке данных из однородных рядов наблюдений на пунктах наблюдений за пятилетний период. Первичной информацией для определения фона являются результаты измерений разовых (за 20-30 мин.) концентраций загрязняющих веществ. Общий объем выборки из ряда разовых концентраций при непрерывных наблюдениях составляет не менее 14000 значений, при дискретных наблюдениях составляет не менее 800 значений.
Значение фона также определяется для населенных пунктов, где наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха выполняются в течение 5 лет ежегодно в разных пунктах наблюдений по сокращенной программе и количество используемых данных наблюдений за год составляет более 200 значений.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.11.2019 № 804 «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2019 № 56957)
Установлен порядок расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от совокупности передвижных источников, движущихся по автодорогам.
В качестве исходных данных для расчета максимальных разовых и валовых (годовых) выбросов от транспортных средств используются результаты натурных обследований состава по типам транспортных средств и интенсивности движения автотранспортных потоков с учетом категории автодорог и типов транспортных средств. Для проектируемых автодорог используются данные о структуре и интенсивности движения транспортных средств в соответствии с проектной документацией.
Приводятся рекомендации по:
- организации и проведению натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков;
- расчету выбросов автотранспортных средств;
- определению валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 № 814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2019 № 56956)
Утверждаются Правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, устанавливающие порядок определения и установления квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих НВОС, на основании результатов проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и оценки риска здоровью населения, в соответствии с их вкладом в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1792 «Об утверждении требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха»
Определяются требования к утверждаемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1806 «О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита»
Утверждаются Правила создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, а также перечень информации, включаемой в федеральную государственную информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных городских округах.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2019 № 56960)
Вводятся требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений.
Устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (далее – НМУ) с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 года № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию»
Определение порядка организации и проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха.
Использование, охрана и воспроизводство лесов
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 347-р
Вводятся перечни продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 № 172 «О внесении изменений в таблицу 8 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»
Вводятся дифференцированные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Ставки устанавливаются раздельно для каждого субъекта Российской Федерации с разделением по видам использования лесного участка.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 376-р
Расширяется перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
К числу объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов отнесены:
- в лесопарковых зонах (за исключением заповедных лесных участков лесов) – водные подходы, сооружение берегоукрепления, сооружение водопропускное и сооружение рыбопропускное;
- в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением лесопарковых зон), в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и ценных лесах (за исключением заповедных лесных участков лесов) – канал судоходный, объекты системы управления гидротехническим сооружением, насосная станция, сооружение оградительное и сооружение выправительное.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 № 233 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
На органы лесного надзора возложена обязанность направления в орган местного самоуправления уведомления о выявленных самовольных постройках.
Соответствующая обязанность возлагается на органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 244 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800»
Предусматриваются особенности рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию
Рекультивация указанных земель должна осуществляться в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При осуществлении технических мероприятий по рекультивации таких земель использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются.
Кроме того, предусмотрены такие особенности как лесовосстановление или лесоразведение с применением саженцев с закрытой корневой системой, установление аншлагов с предупреждающей информацией, а также отсутствие необходимости лесовосстановления и лесоразведения в определенных случаях.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 «Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины»
Вводится порядок оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
Оценка конкурсных предложений проводится органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со ст. 81-84 Лесного Кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками, в течение 3 рабочих дней со дня вскрытия конвертов.
Оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с установленными критериями. При оценке конкурсных предложений использование иных критериев не допускается.
Одновременно приводятся критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка»
Вводится порядок выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению для компенсации вырубки лесных насаждений для следующих категорий лиц:
- осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов;
- обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка.
Работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способом.
Устанавливается порядок определения земель, предназначенных для проведения таких работ, порядок их приемки и проектные показатели, при достижении которых они будут считаться выполненными.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 №188 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.2019 № 54614)
Обновлены правила лесовосстановления. Устанавливаются, в частности:
- порядок осуществления естественного, искусственного и комбинированного лесовосстановления;
- критерии и требования для лесовосстановления по лесным районам Российской Федерации.
Признается утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 № 465 «О внесении изменения в таблицу 11 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»
Вводится коэффициент 0,1 к ставкам платы за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяемый при предоставлении такого участка туристским, физкультурно-оздоровительным и спортивным НКО для осуществления ими рекреационной деятельности. При этом лесной участок должен соответствовать определенным условиям.
Федеральный закон от 06.06.2019 № 135-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность должностных лиц за сокрытие сведений либо предоставление недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Ненаправление в установленный законом срок утвержденного акта лесопатологического обследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 20000 руб.
Аналогичный размер штрафа предусмотрен и в случае включения недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования либо размещения на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления утвержденного акта лесопатологического обследования, содержащего недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
При совершении указанных правонарушений в отношении защитных лесов, особо защитных участков лесов, а также лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, размер штрафа составляет от 20000 до 40000 руб.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2019 № 1019 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре»
В рамках государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения предусматривается использование Россельхознадзором индикаторов риска нарушений, как основание для проведения внеплановых проверок. Указанные индикаторы риска должны быть утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Использование и охрана объектов животного мира
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2019 № 75 «Об утверждении Правил передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания»
Передача на хранение вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, осуществляется в соответствии с установленными правилами.
Вещественные доказательства в виде животных передаются уполномоченными органами на хранение или для содержания и разведения ГУП/МУП и государственным (муниципальным) учреждениям, имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.
При невозможности их передачи указанным лицам они передаются иным юридическим лицам и ИП, отобранным в установленном порядке и имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»
Правительством Российской Федерации определен перечень животных, запрещенных к содержанию. В указанный перечень включены отдельные виды пресмыкающихся, земноводных, паукообразных, млекопитающих, птиц, хрящевых и костных рыб, коралловых полипов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию»
Определены случаи, при которых допускается содержание животных, запрещенных к содержанию.
В частности, к такими случаям относится временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, находящихся в состоянии, не позволяющем возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1212 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях»
Утвержден перечень случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными»
Утверждаются Правила организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными. Государственный надзор осуществляется:
- Росприроднадзором и территориальными органами – в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
- Россельхознадзором и территориальными органами – в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 № 1659 «Об утверждении Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен»
Утверждаются Правила обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен. Решение об обращении с конфискованными животными принимается руководителем Росприроднадзора или другими уполномоченными лицами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1938 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах»
Утверждено Положение о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Использование и охрана охотничьих ресурсов
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 № 750 «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Вводятся таксы исчисления ущерба для целей статьи 258 УК2 «Незаконная охота»:
- приводятся виды охотничьих ресурсов и таксы для исчисления крупного и особо крупного ущерба (в рублях за одну особь);
- приводится формула, с использованием которой исчисляется крупный и особо крупный ущерб.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Упорядочено взимание платы за пользование охотничьими ресурсами.
Предусматривается, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанном исходя из минимальных размеров арендной платы, и об уплачиваемых в течение года сборах за пользование объектами животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогично, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальной цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), которая определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и произведения ставок сбора за пользование объектами животного мира и квот добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год, а в случае их отсутствия – нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов за предшествующий год или норм допустимой добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год.
Одновременно признаются утратившими силу правовые нормы о годовом сборе за пользование объектами животного мира.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 291-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уточняется перечень мероприятий, осуществляемых в целях защиты охотничьих ресурсов от болезней.
Устанавливается, что к таким мероприятиям относятся профилактические, диагностические, лечебные, ограничительные и иные мероприятия, установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней охотничьих ресурсов.
Использование и охрана водных биологических ресурсов
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения»
Вводится порядок категорирования водных объектов рыбохозяйственного значения.
Указывается, что отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного из следующих критериев:
- водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);
- водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.
Водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории (в зависимости от ценности обитающих в них биологических ресурсов).
Принятие решения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются: в отношении водных объектов или частей водных объектов, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, – Росрыболовством; а в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов – территориальными органами Росрыболовства.
Отнесение водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории объекта может осуществляться уполномоченным органом как по собственной инициативе, так и на основании заявления лица, осуществляющего рыболовство или иную деятельность на водном объекте.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Упрощается процедура реализации безвозмездно изъятых или конфискованных судов, которые использовались при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов.
Из сферы действия Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» исключаются суда, обращенные в собственность государства, а также имущество, образовавшееся в результате их утилизации.
Действие Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ не распространяется на суда, которые обращены в собственность государства и в отношении которых проводится одна из процедур продажи.
Кроме того, из Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» исключаются положения, касающиеся безвозмездно изъятых или конфискованных судов, а также орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов, поскольку они являются предметом регулирования других федеральных законов.
Федеральный закон от 26.07.2019 № 243-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»
Полномочия по утверждению методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам, закреплены за Росрыболовством.
Установление такс для исчисления размера такого вреда отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Использование и охрана водных ресурсов
Федеральный закон от 15.04.2019 № 57-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Ужесточается административная ответственность за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов.
Предусматривается увеличение размеров штрафных санкций, налагаемых на должностных и юридических лиц за совершение таких нарушений.
В частности, в случае нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, должностные лица теперь могут быть подвергнуты штрафу в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., юридические лица – от 80 тыс. до 100 тыс. руб.
При незаконной добыче песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществлении молевого сплава древесины либо нарушении установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов должностные лица будут штрафоваться на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб., юридические лица – от 100 тыс. до 120 тыс. руб.
Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений, размер штрафа теперь составляет: для должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 80 тыс. до 120 тыс. руб. Аналогичные суммы штрафных санкций установлены за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»
Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
Регламентированы порядок отбора проб для проведения инвентаризации; порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации; требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов; сроки действия результатов инвентаризации; основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов.
Также устанавливается:
- перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Акватории водных объектов могут включаться в территории опережающего социально-экономического развития.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В границах водоохранных зон разрешены строительство и реконструкция автомобильных заправочных станций (далее – АЗС) и складов горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) для стоянки маломерных судов. Кроме того:
- к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация АЗС, складов ГСМ в случаях, если такие объекты планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ РФ или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
- к сооружениям, обеспечивающим охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, отнесены сооружения для защиты водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 06.06.2019 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования»
Включение в реестр недобросовестных водопользователей теперь является основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование.
Здесь водопользователи – юридические и физические лица, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены по решению суда в случае нецелевого использования водного объекта либо использования водного объекта с нарушением законодательства. Кроме того, в реестр будет включаться информация о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от его заключения.
Порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Предусматривается, что указанная информация исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а также по решению суда.
Федеральный закон от 04.11.2019 № 361-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Вводится административная ответственность за нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования, информации, подлежащей включению в такой реестр, или представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб.
Включение заведомо недостоверной информации или невнесение информации в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2019 № 876 «Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год»
Утверждена официальная статистическая Методология оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год.
Недропользование
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 211 «О внесении изменений в Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ»
Уточняются сроки и порядок принятия решения о предоставлении заявителем права пользования участками недр.
Устанавливается, что лицо, претендующее на получение права пользования участками недр, направляет соответствующую заявку в Роснедра не позднее 1 марта текущего года.
Заявка и приложенные к ней документы рассматриваются Роснедрами до 1 мая текущего года. Роснедра в указанный срок подготавливают проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении участка недр в пользование или об отказе в его предоставлении.
Федеральный закон от 12.11.2019 № 371-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Предусматривается возможность проведения административного расследования в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП3 «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов», а также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.5 КоАП.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Недропользователям предоставлено право размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды.
Устанавливается, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу калийных и магниевых солей, а также их первичную переработку в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1829 «О внесении изменения в пункт 8 Правил охраны подземных водных объектов»
Участки недр, содержащие подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 м3 в сутки, теперь не требуется оборудовать наблюдательными скважинами
Федеральный закон от 27.12.2019 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
Изменены отдельные положения Закона о недрах.
Установлено, что не подлежат государственной экспертизе запасы подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для питьевого или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 м3 в сутки.
Кроме того, уточняются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области проведения государственной экспертизы в сфере регулирования отношений недропользования, а также корректируются порядок и условия проведения государственной экспертизы в области недропользования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1884 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Определен правовой режим вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку, добычу и первичную переработку калийных и магниевых солей.
В частности, устанавливается, что при проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых представляются, в том числе, документы и материалы по выбору объектов для размещения вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку, добычу и первичную переработку калийных и магниевых солей.
Также для указанных пользователей недр определяются особенности подготовки проектной документации на размещение в пластах горных пород образующихся вод.
При этом Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению порядка размещения таких вод в пластах горных пород.
Федеральный закон от 04.11.2019 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата»
Определено, что на основании решения Правительства Российской Федерации участки недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации могут предоставляться в пользование для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата без проведения аукционов. Перечень указанных участков недр федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1667 «О внесении изменений в Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»
Дополняются особенности определения размера платы за НВОС при выбросе загрязняющих веществ, образующихся при сжигании попутного газа. Показатель покрытия затрат не определяется, если при реализации мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, обеспечивается снижение НВОС и пользователь недр осуществляет корректировку размера платы за выбросы.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.02.2019 № 85 «Об утверждении Методики расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.07.2019 № 55089)
Утверждена Методика расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.10.2019 № 681 «О внесении изменений в приложение 2 к Методике расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. № 232» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.02.2020 № 57603)
Предусматривает установление единого значения коэффициента Кинфр для твердых полезных ископаемых, в том числе равное 1,0 для всех сухопутных территорий Арктики.
Приказ Роснедр от 14.11.2019 № 488 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.04.2020 № 58009)
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роснедр и его территориальных органов при выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2019 № 638 «О внесении изменений в Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденные приказом Минприроды России от 14 июня 2016 г. № 356» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.10.2019 № 56102)
Приказом утверждены различные изменения в Правила разработки месторождений углеводородного сырья, среди прочего качающиеся пробной эксплуатации месторождений.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2019 № 639 «Об утверждении Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.10.2019 № 56103)
Приказом утверждены правила подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2019 № 299 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.06.2019 № 55027)
Согласно данному Приказу Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) дополнен:
- новым подпунктом о предельных количествах, размерах и характеристиках участков недр для геологического изучения;
- приложением, содержащим перечень территорий, в отношении которых допускается подача заявок на получение права пользования участками недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых.
Обращение с отходами производства и потребления
Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»
Предусматривается создание публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», которая создается в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.
Функции и полномочия учредителя компании от имени Российской Федерации осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2019 № 173 «О внесении изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1110»
В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уполномочено выполнять обязательства в части выдачи лицензий на ввоз/ вывоз из Российской Федерации опасных отходов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 396 «О публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»
Утверждается Устав публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Одновременно вводится Положение о наблюдательном совете ППК «Российский экологический оператор».
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.05.2019 № 54658)
Регламентирован порядок включения в перечень объектов размещения ТКО объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателем земельного участка, на котором расположен объект размещения ТКО, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в перечень, в котором указывают, помимо прочего, сведения о ближайшем к объекту размещения ТКО населенном пункте и расстоянии до него, сведения о земельном участке, на котором располагается объект размещения ТКО, сведения о мощности объекта размещения ТКО.
В приложении приводится рекомендуемый образец заявления.
Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Вводится административная ответственность за ряд правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования – в основном в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и при размещении отходов производства и потребления.
В частности, самостоятельными составами стали:
- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.2 КоАП3);
- превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления (ч. 8 ст. 8.2 КоАП3);
- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности (ч. 9 ст. 8.2 КоАП3);
- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП3);
- неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (ч. 11 ст. 8.2 КоАП3);
- неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (ч. 12 ст. 8.2 КоАП3);
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2 КоАП3);
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2 КоАП3);
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2 КоАП3);
- нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (непредставление или несвоевременное представление – ч. 1 ст. 8.5 КоАП3; представление в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, – ч. 2 ст. 8.5 КоАП3);
- неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 3 ст. 8.7 КоАП3);
применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (ч. 4 ст. 8.7 КоАП3);
неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (ст. 8.41 КоАП3).
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности»
Утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» при отсутствии у юридических лиц и ИП объектов по обезвреживанию и (или) размещению отходов I (чрезвычайно опасные) и II (высокоопасные) классов, указанные лица передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 № 1386 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами»
Скорректирован порядок расчета необходимой валовой выручки регулируемых организаций в сфере обращения с ТКО. В частности, уточняется порядок расчета в структуре валовой выручки регулируемой организации в сфере обращения с ТКО расходов на оплату труда, расходов на амортизацию, расходов на капитальные вложения, расчетной предпринимательской прибыли.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вводится понятие «энергетическая утилизация» – использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки. Данный вид утилизации отнесен к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО. Тариф на энергетическую утилизацию подлежит регулированию.
Корректируется понятие обезвреживания отходов.
Кроме того, устанавливается, что средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями и импортерами путем уплаты экологического сбора.
К объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).
Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
Использование и охрана почв и земельных ресурсов
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.03.2019 № 87 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.03.2019 № 54118)
Обновлены методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая с/х культур и посадок многолетних насаждений, а также животных.
В новых методиках учтены изменения, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018 № 563-ФЗ.
Признается утратившим силу одноименный Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2017 № 578.
Приказ Росреестра от 18.06.2019 № П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.11.2019 № 56420), а также Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.06.2019 № 338 «О признании утратившими силу приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 486 и от 15 февраля 2017 г. № 58» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.11.2019 № 56419)
Регламентировано проведение государственного земельного надзора.
Новый административный регламент определяет порядок осуществления Росреестром, его территориальными органами государственного земельного надзора.
Срок проведения как выездной, так и документарной проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения плановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки, отнесенные к категории умеренного риска, не может превышать 17 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен.
Утрачивает силу Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 486, которым был утвержден ранее применявшийся административный регламент.
Приказ Россельхознадзора от 08.07.2019 № 662 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.11.2019 № 56442), а также Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.07.2019 № 399 «О признании утратившим силу приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 591 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.11.2019 № 56441)
Регламентирован новый порядок проведения Россельхознадзором и его территориальными органами государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Общий срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать 20 рабочих дней, при этом срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Утрачивает силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 № 591, которым утвержден ранее применявшийся административный регламент.
Арктическая зона Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации»
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока переименовано в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На новое министерство возложены дополнительно функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации.
Соответствующие изменения внесены в Структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215.
Другие нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 27.12.2019 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Изменения в статью 191 Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга и статью 255 Нарушение правил охраны и использования недр.
Федеральный закон от 02.12.2019 № 396-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых»
Изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Изменения о применении к Федеральному государственному экологическому надзору (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора) риск ориентированного подхода
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 522 «О внесении изменений в Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами»
В отношении материалов, касающихся разработки месторождений угля (горючих сланцев), Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган одновременно с направлением на рассмотрение комиссии направляют в электронном виде в Министерство энергетики Российской Федерации технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.11.2019 № 808 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросам, связанным с размещением в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей»
Принят в целях реализации Федерального закона от 02.08.2019 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Примечания:
1 – в порядке вступления нормативно-правовых актов в силуПримечания:
2 – Уголовный кодекс Российской Федерации
3 – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Источник: составлено на основании данных нормативно-правовых актов
 

Несмотря на большой объем качественных улучшений в сфере природоохранного регулирования в 2019 г., в 2020 г. также запланирован ряд мер по дальнейшему совершенствованию в данной сфере по следующим направлениям:

 

Охрана окружающей среды

В рамках совершенствования природоохранного законодательства в 2020 г. планируется:

- продолжение работы по повышению ставок экологического сбора в целях усиления их стимулирующей роли;

- разъяснение вопроса о проведении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- рассмотрение вопроса об утверждении нормативов допустимых сбросов в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории;

- уточнение порядка расчета размера вреда, причиненного недрам;

- разъяснение вопроса о порядке выдачи документов на временно разрешенные выбросы и сбросы.

Указанный перечень не является исчерпывающим, либо закрытым. Планируется, что правотворческий процесс обеспечит комплексное совершенствование нормативного регулирования в сфере охраны окружающей среды в 2020 г.

 

Недропользование

В рамках совершенствования природоохранного законодательства в сфере недропользования в 2020 г. планируется:

- корректирование условий освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении сырой нефти;

- актуализация порядка проведения аукционов;

- установление ставок коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ.

Перечень планируемых в 2020 г. мер законодательного регулирования не является исчерпывающим – государственные органы обеспечивают как своевременное реагирование на вызовы, обусловленные внешними факторами, так и плановое стремление к совершенствованию нормативно-правовых актов и правоприменительной практики.

Загрузить раздел доклада