Экологическое нормирование
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Экологическое нормирование

По состоянию на 31.12.2019 количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, составляло 102505.

Количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Категория
Количество объектов в 2018 г.
Количество объектов в 2019 г.
I категория
7128
7493
II категория
28396
30210
III категория
51010
55958
IV категория
8375
8844
Всего
94909
102505
Источник: данные Росприроднадзора
 
Количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающее среду, распределенное по степени риска (2019 г.)
Всего
Чрезвычайно высокий риск
Высокий риск
Значительный риск
Средний риск
Умеренный риск
Низкий риск
102505
323
3386
11331
28133
46296
13036
Источник: данные Росприроднадзора
 

Всего за 2019 г. в федеральный реестр Росприроднадзора на государственный учет поставлено:

- I категория – 365 объектов;

- II категория – 1814 объектов;

- III категория – 4498 объектов;

- IV категория – 469 объектов.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ составляет не менее чем 60 %, в 2019 г.
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
 

В сфере нормирования в области окружающей среды проводится непрерывное совершенствование нормативно-правовых актов.

В 2019 г. были установлены новые требования к организации производственного контроля за соблюдением нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ с 2019 г. на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов и сбросов загрязняющих веществ, об их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. Аналогичные требования установлены п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ дополнил ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следующей формулировкой: «соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к применению на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 67.1 настоящего Федерального закона».

В свою очередь, Приказом Минпромторга России от 23.08.2019 № 3134 были утверждены методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в 2015-2017 гг. утвержден и опубликован 51 справочник наилучших доступных технологий в соответствии с поэтапным графиком (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р). В 2019 г. Росстандарт провел работу по актуализации справочников наилучших доступных технологий. Так, были опубликованы следующие справочники (всего – 7):

- ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»;

- ИТС 2-2019 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот»;

- ИТС 3-2019 «Производство меди»;

- ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов»;

- ИТС 11-2019 «Производство алюминия»;

- ИТС 12-2019 «Производство никеля и кобальта»;

- ИТС 18-2019 «Производство основных органических химических веществ»;

- ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)».

Также в рамках реализации Программы национальной стандартизации на 2019 г. с целью совершенствования работ по стандартизации в области наилучших доступных технологий в 2019 г. утвержден ряд национальных стандартов:

- ГОСТ Р 56828.45-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Производственный экологический контроль»;

- ГОСТ Р 56828.46-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;

- ГОСТ Р 56828.47-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Выбор маркерных показателей для выбросов в атмосферу от промышленных источников»;

- ГОСТ Р 113.00.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Система стандартов наилучших доступных технологий. Общие положения»;

- ГОСТ Р 113.00.02-2019 «Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по построению структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших доступных технологий»;

- ГОСТ Р 113.00.03-2019 «Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника»;

- ГОСТ Р 113.05.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство листового стекла. Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;

- ГОСТ Р 113.15.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Рекомендации по обработке, утилизации и обезвреживанию органических отходов сельскохозяйственного производства»;

- ГОСТ Р 113.37.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Системы автоматического контроля и учета сбросов загрязняющих веществ в угольной промышленности в водные объекты. Основные требования»;

- ГОСТ Р 113.38.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Малые котельные. Стандартные правила»;

- ГОСТ Р 113.38.02-2019 «Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по оценке затрат предприятий электроэнергетики по снижению выбросов загрязняющих веществ для достижения ими технологических показателей наилучших доступных технологий»;

- ГОСТ Р 113.41.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю»;

- ГОСТ Р 113.42.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы. Рекомендации по производственному экологическому контролю».

Вместе с тем, в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 366 «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности и «зеленая» инновационная продукция» (ТК 366) в 2019 г. разработаны окончательные редакции 5 проектов национальных стандартов с последующим их утверждением приказами Росстандарта в 2020 г.:

- ГОСТ Р 58875-2020 «Зеленые» стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования»;

- ПНСТ 406-2020 «Зеленые» стандарты. Модули фотоэлектрические монокристаллические. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции»;

- ПНСТ 407-2020 «Зеленые» стандарты. Нанодисперсии стирол-акриловые. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции»;

- ПНСТ 408-2020 «Зеленые» стандарты. Материалы наномодифицированные лакокрасочные с антибактериальным эффектом. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;

- ПНСТ 409-2020 «Зеленые» стандарты. Приборы осветительные для объектов недвижимости. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции.

Загрузить раздел доклада