По состоянию на 31.12.2019 количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, составляло 102505.
Категория
|
Количество объектов в 2018 г.
|
Количество объектов в 2019 г.
|
I категория
|
7128
|
7493
|
II категория
|
28396
|
30210
|
III категория
|
51010
|
55958
|
IV категория
|
8375
|
8844
|
Всего
|
94909
|
102505
|
Всего
|
Чрезвычайно высокий риск
|
Высокий риск
|
Значительный риск
|
Средний риск
|
Умеренный риск
|
Низкий риск
|
102505
|
323
|
3386
|
11331
|
28133
|
46296
|
13036
|
Всего за 2019 г. в федеральный реестр Росприроднадзора на государственный учет поставлено:
- I категория – 365 объектов;
- II категория – 1814 объектов;
- III категория – 4498 объектов;
- IV категория – 469 объектов.
В сфере нормирования в области окружающей среды проводится непрерывное совершенствование нормативно-правовых актов.
В 2019 г. были установлены новые требования к организации производственного контроля за соблюдением нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ с 2019 г. на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов и сбросов загрязняющих веществ, об их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. Аналогичные требования установлены п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ дополнил ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следующей формулировкой: «соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к применению на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 67.1 настоящего Федерального закона».
В свою очередь, Приказом Минпромторга России от 23.08.2019 № 3134 были утверждены методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в 2015-2017 гг. утвержден и опубликован 51 справочник наилучших доступных технологий в соответствии с поэтапным графиком (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р). В 2019 г. Росстандарт провел работу по актуализации справочников наилучших доступных технологий. Так, были опубликованы следующие справочники (всего – 7):
- ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»;
- ИТС 2-2019 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот»;
- ИТС 3-2019 «Производство меди»;
- ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов»;
- ИТС 11-2019 «Производство алюминия»;
- ИТС 12-2019 «Производство никеля и кобальта»;
- ИТС 18-2019 «Производство основных органических химических веществ»;
- ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)».
Также в рамках реализации Программы национальной стандартизации на 2019 г. с целью совершенствования работ по стандартизации в области наилучших доступных технологий в 2019 г. утвержден ряд национальных стандартов:
- ГОСТ Р 56828.45-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Производственный экологический контроль»;
- ГОСТ Р 56828.46-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;
- ГОСТ Р 56828.47-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство цемента. Выбор маркерных показателей для выбросов в атмосферу от промышленных источников»;
- ГОСТ Р 113.00.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Система стандартов наилучших доступных технологий. Общие положения»;
- ГОСТ Р 113.00.02-2019 «Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по построению структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших доступных технологий»;
- ГОСТ Р 113.00.03-2019 «Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника»;
- ГОСТ Р 113.05.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Производство листового стекла. Порядок подготовки заявки на комплексное экологическое разрешение»;
- ГОСТ Р 113.15.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Рекомендации по обработке, утилизации и обезвреживанию органических отходов сельскохозяйственного производства»;
- ГОСТ Р 113.37.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Системы автоматического контроля и учета сбросов загрязняющих веществ в угольной промышленности в водные объекты. Основные требования»;
- ГОСТ Р 113.38.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Малые котельные. Стандартные правила»;
- ГОСТ Р 113.38.02-2019 «Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по оценке затрат предприятий электроэнергетики по снижению выбросов загрязняющих веществ для достижения ими технологических показателей наилучших доступных технологий»;
- ГОСТ Р 113.41.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю»;
- ГОСТ Р 113.42.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы. Рекомендации по производственному экологическому контролю».
Вместе с тем, в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 366 «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности и «зеленая» инновационная продукция» (ТК 366) в 2019 г. разработаны окончательные редакции 5 проектов национальных стандартов с последующим их утверждением приказами Росстандарта в 2020 г.:
- ГОСТ Р 58875-2020 «Зеленые» стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования»;
- ПНСТ 406-2020 «Зеленые» стандарты. Модули фотоэлектрические монокристаллические. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции»;
- ПНСТ 407-2020 «Зеленые» стандарты. Нанодисперсии стирол-акриловые. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции»;
- ПНСТ 408-2020 «Зеленые» стандарты. Материалы наномодифицированные лакокрасочные с антибактериальным эффектом. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
- ПНСТ 409-2020 «Зеленые» стандарты. Приборы осветительные для объектов недвижимости. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции.