Федеральные проекты в составе национального проекта "Экология"
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Федеральные проекты в составе национального проекта "Экология"
 

Федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая страна»)

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целями федерального проекта «Чистая страна» являются:

- ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;

- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;

- создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта «Чистая страна» являются:

1) По направлению «Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены»:

- ликвидация 191 выявленной на 1 января 2018 г. несанкционированной свалки в границах городов (основной показатель);

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, должна составить 28131,4 тыс. чел. (дополнительный показатель);

2) По направлению «Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде»:

- ликвидация 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (основной показатель);

- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, должна составить не менее 3,7 тыс. га (дополнительный показатель);

3) По направлению «Создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок»:

- ввод в промышленную эксплуатацию ФГИС «Наша природа» в целях сбора и обработки обращений граждан, юридических лиц, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Дополнительными задачами федерального проекта «Чистая страна» являются:

- создание проектного офиса по реализации федерального проекта «Чистая страна»;

- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта, проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой.

Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая страна»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, нарастающим итогом
Основной
шт.
0
0
н/д
16
16
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, нарастающим итогом
Основной
шт.
10
31
31
48
48
Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде
Дополнительный
га
31,9
252,2
н/д
545
545
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба
Дополнительный
тыс. чел.
126,2
2260,6
н/д
3373,3
3373,3
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью федерального проекта является создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов.

Задачей федерального проекта установлено формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Федеральным проектом предусмотрено достижение следующих основных показателей:

- «Объем ТКО: – направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом, млн т» (основной показатель). К 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 25,2 млн т в год;

- «Объем ТКО: – направленных на обработку, нарастающим итогом, млн т» (основной показатель). К 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 42,0 млн т в год;

- «Доля разработанных электронных моделей, %» (дополнительный показатель). К 2020 г. спланировано достижение показателя со значением 100%;

- «Утилизация ТКО путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии, млн т» (дополнительный показатель). В 2023 г и 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 3,35 млн т в год.

Основные результаты реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Доля разработанных электронных моделей
Дополнительный
%
0
20
н/д
50
52,94
Объем ТКО, направленных на утилизацию (втор. переработку), нарастающим итогом
Основной
млн т
2,1
2,1
2,1
4,9
2,7
Объем ТКО, направленных на обработку, нарастающим итогом
Основной
млн т
4,9
4,9
4,9
8,4
18,2
Утилизация ТКО путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии
Дополнительный
млн т
0
0
0
0
0
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ППК «РЭО»

 

Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью данного федерального проекта является создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности.

Ключевыми задачами федерального проекта являются:

- разработка нормативно-правового и методического обеспечения регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленного на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;

- определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

- разработка, утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;

- разработка, утверждение и введение в эксплуатацию единой государственной информационной системы (ЕГИС) учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

- передача имущественного комплекса объектов по уничтожению химического оружия, необходимого для создания межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, из оперативного управления ФБУ «ФУ БХУХО» («Камбарка» Удмуртская Республика, «Марадыковский» Кировская область, «Щучье» Курганская область) и ФКП «Горный» («Горный», Саратовская область) федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (1 этап);

- перепрофилирование объектов по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;

- реализация инфраструктурных проектов по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности;

- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта;

- утверждение методологии расчета показателей федерального проекта.

Целевыми показателями федерального проекта являются:

- количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (основной показатель, 7 ед.);

- наличие федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель);

- наличие утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель);

- степень внедрения единой государственной информационной системы (ЕГИС) учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель, 100%);

- доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, подлежащих обезвреживанию, переданных федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель, 65%).

Основные результаты реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Наличие федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности
Дополнительный
%
0
0
0
100
100
Утверждена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
Дополнительный
шт.
0
0
0
0
01
Доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, подлежащих обезвреживанию, переданных федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности
Дополнительный
%
0
0
0
0
01
Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, нарастающим итогом
Основной
шт.
0
0
0
0
01
Степень внедрения единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
Дополнительный
%
0
0
0
0
01
Примечание:
1 мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Чистый воздух»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Задачей данного федерального проекта является реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу.

Результатами федерального проекта являются:

- утверждение и актуализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу (12 шт.);

- проведение анализа мероприятий, включенных в комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с учетом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, анализа данных инструментальных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (12 шт.);

- формирование сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая инструментальные обследования загрязнения атмосферного воздуха; проведение анализа репрезентативности существующей сети инструментальных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и возможных путей развития (12 шт.);

- формирование и функционирование федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха;

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха (с высокого и очень высокого уровня) в 8 городах (Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Чите, Братске, Красноярске, Челябинске, Магнитогорске и Норильске) (3 города к 31.12.2021, 8 городов к 31.12.2024);

- модернизация и развитие государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха (55 ед. к 25.12.2021, 67 ед. к 25.12.2024);

- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год (на 5% к 31.12.2021, на 22% к 31.12.2024);

- создание и обеспечение функционирования проектного офиса национального проекта «Экология»;

- усиление федерального государственного экологического надзора;

- совершенствование нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня, в том числе методологической базы, необходимой для реализации федерального проекта «Чистый воздух» (7 мероприятий);

- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта, проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой;

- формирование портфелей инвестиционных проектов по снижению выбросов в атмосферу на территории городов-участников федерального проекта «Чистый воздух» (12 шт.);

- модернизация и развитие системы социально-гигиенического мониторинга;

- корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена в Красноярске;

- информационное сопровождение реализации национального проекта «Экология».

Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):

- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год до 78% (основной показатель);

- нулевое количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (основной показатель);

- 219 млн м3 потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный год (дополнительный показатель);

- 90% граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах (дополнительный показатель).

Основные результаты реализации федерального проекта «Чистый воздух»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Количество городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Братск, Красноярск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Челябинск, Чита), нарастающим итогом
Основной
ед.
8
8
46
8
8
Доля граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах
Дополнительный
%
0
0
н/д
0
20
Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный год
Дополнительный
млн м3
43,8
43,8
н/д
53,24
58,28
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, нарастающим итогом
Основной
%
100
100
100,8
100
100
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Чистая вода»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью данного федерального проекта является повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Результатами федерального проекта являются:

- утверждение справочника перспективных технологий водоподготовки с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса с учетом оценки риска здоровью населения;

- оценка состояния объектов централизованных систем водоснабжения и водоподготовки на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения;

- утверждение региональных программ субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки;

- обеспечение качественной питьевой водой 95,5% городского населения;

- завершение строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.

Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):

- 90,8% населения Российской Федерации обеспечено качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения;

- 99% городского населения Российской Федерации обеспечено качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая вода»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения
Основной
%
94,5
94,5
93,2
94,5
93,2
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения
Основной
%
87,5
87,5
85,6
87,5
85,5
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Роспотребнадзора

 

Федеральный проект «Оздоровление Волги»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целями данного федерального проекта являются:

- сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу;

- обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;

- ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;

- снижение негативного воздействия затонувших судов;

- проведение мероприятий, направленных на улучшение состояния реки Волги.

Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта являются:

1) По направлению «Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу»:

- проведение оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам;

- утверждение региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;

- обеспечение сокращения отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод на 2,12 км3 в год путем завершения работ по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений (дополнительный показатель);

- снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод до 1,05 км3 (основной показатель);

2) По направлению «Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы»:

- расчистка 175 км мелиоративных каналов Нижней Волги (дополнительный показатель);

- 600 км восстановленных водных объектов Нижней Волги (основной показатель);

- восстановление не менее 28,4 тыс. га водных объектов Нижней Волги (дополнительный показатель);

- постройка и реконструкция 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги (основной показатель);

- 100 м3/с дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период (основной показатель);

- разработка и утверждение проектно-сметной документации по строительству комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы;

- реконструкция 6 гидротехнических сооружений государственной мелиоративной сети;

- рост количества молоди на мелиорированных нерестилищах до 200% (дополнительный показатель);

- гарантированное обеспечение водой населения и хозяйств, в том числе в зоне западных подстепных ильменей, общей площадью 19,1 тыс. га (дополнительный показатель);

3) По направлению «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге»:

- ликвидация (рекультивация) 43 объектов накопленного экологического вреда (основной показатель);

4) По направлению «Снижение негативного воздействия затонувших судов»:

- подъем и утилизация 95 затонувших судов на акватории реки Волги (дополнительный показатель);

5) По направлению «Проведение мероприятий, направленных на улучшение состояния реки Волги»:

- разработка концепции по снижению поступления загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного назначения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронений и свалок, объектов транспортной инфраструктуры;

- проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированного сброса загрязненных сточных вод в реку Волга и ее притоки;

- информационно-аналитическое сопровождение проекта.

Основные результаты реализации федерального проекта «Оздоровление Волги»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги, нарастающим итогом
Основной
ед.
1
1
н/д
1
10
Площадь восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом
Дополнительный
тыс. га
3,9
3,9
н/д
8,1
8,15
Рост количества молоди на мелиорированных нерестилищах
Дополнительный
%
0
0
0
0
01
Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод, нарастающим итогом
Дополнительный
км3
0
0
0
0
01
Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге
Основной
ед.
0
0
0
0
01
Гарантированное водообеспечение населения и хозяйств, в том числе в зоне западных подстепных ильменей
Дополнительный
тыс. га
0
0
0
0
01
Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов
Дополнительный
ед.
0
0
0
0
01
Протяженность расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги
Дополнительный
км
0
0
н/д
28,2
30
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом
Основной
км
28,7
28,7
28,2
32
34,34
Объем дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период
Основной
м3
0
0
0
0
01
Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод, нарастающим итогом
Основной
км3
3,17
3,17
3,17
3,17
3,17
Примечание:
мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Сохранение озера Байкал»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью данного федерального проекта является сохранение озера Байкал.

Ключевыми задачами федерального проекта являются:

- сохранение и воспроизведение уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал; выпуск не менее 750 млн шт. личинок омуля, 1,5 млн шт. молоди омуля и 1,5 млн шт. молоди осетра;

- охват государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) 93% площади Байкальской природной территории;

- нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий по сохранению озера Байкал;

- снижение на 448,9 га общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал;

- модернизация и постройка очистных сооружений, необходимых для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, общей мощностью не менее 350 тыс. м3 в сутки;

- постройка сооружений инженерной защиты общей протяженностью не менее 18 км;

- завершение мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2012 – 2020 гг. по совершенствованию и развитию объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал;

- социологическая оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой;

- реализация проектов территориального развития субъектов Российской Федерации – участников федерального проекта на принципах устойчивого развития в территориальной экологической зоне Байкальской природной территории, включая развитие экологического туризма и сопутствующей инфраструктуры, а также системных мер по экологическому развитию Байкальской природной территории.

Целевыми показателями федерального проекта являются:

- сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до 71,8% (основной показатель);

- увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов до 753 особей (основной показатель);

- увеличение протяженности сооружений инженерной защиты до 18 км (основной показатель);

- снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал до 0 га (основной показатель);

- увеличение охвата площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом до 93% (дополнительный показатель).

Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории, нарастающим итогом
Основной
%
100
100
н/д
96,8
99,6
Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов
Основной
особь
0
0
н/д
100,2
400
Увеличение протяженности сооружений инженерной защиты
Основной
км
0
0
0
0
01
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал
Основной
га
448,9
448,9
н/д
286,9
408,2
Охват площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом
Дополнительный
%
70
75
н/д
78
75
Примечание:
1 мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целями данного федерального проекта являются:

- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

- улучшение экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора);

- улучшение экологического состояния гидрографической сети;

- очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек;

- увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов;

- увеличение количества населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов;

- сохранение Телецкого озера.

Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта являются:

1) По направлению «Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов»:

- экологическая реабилитация водных объектов площадью не менее 7580 га;

2) По направлению «Улучшение экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора)»:

- природоохранные мероприятия по расчистке участков рек (водохранилищ) и озер на площади не менее 15200 га;

3) По направлению «Улучшение экологического состояния гидрографической сети»:

- расчистка участков русел рек, протяженностью не менее 260 км и озер площадью не менее 730 га;

4) По направлению «Очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек»:

- с привлечением волонтерского движения проведены мероприятия по очистке от бытового мусора и древесного хлама не менее 9000 км берегов водных объектов;

5) По направлению «Увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов»:

- количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи не менее 98 водных объектов, составит 4,8 млн человек (дополнительный показатель);

6) По направлению «Увеличение количества населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов»:

- количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов, составит не менее 4,5 млн человек;

7) По направлению «Сохранение Телецкого озера»:

- реализация комплекса мероприятий по созданию 4 объектов инфраструктуры, направленных на снижение негативного воздействия на Телецкое озеро (дополнительный показатель).

Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Площадь восстановленных водных объектов, нарастающим итогом
Основной
тыс. га
0
0
н/д
2,7
3,3
Количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов
Дополнительный
млн чел.
0
0
н/д
0,4
4,42
Создание объектов инфраструктуры, направленных на снижение негативного воздействия на Телецкое озеро
Дополнительный
ед.
0
0
0
0
01
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, нарастающим итогом
Основной
тыс. км
0
0
н/д
1,5
24,02
Протяженность расчищенных участков русел рек
Основной
км
0
0
н/д
20,47
22,13
Количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов
Основной
млн чел.
0
0
н/д
0,8
0,93
Примечание:
1 мероприятий, влияющих на достижение показателя, не предусмотрено
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью данного федерального проекта является сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий, которая будет достигнута выполнением к 2024 г. следующих основных показателей:

- количество федеральных особо охраняемых природных территорий составит 235 единиц;

- площадь федеральных особо охраняемых природных территорий будет увеличена на 5 млн га;

- количество посетителей особо охраняемых природных территорий составит 10,30 млн человек.

В рамках реализации федерального проекта будут выполнены следующие мероприятия:

- созданы новые ООПТ, а также завершены мероприятия по организационно-техническому обеспечению деятельности ООПТ;

- сформирована нормативная правовая база по вопросам сохранения и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; утвержден Список редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; определен Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции;

- разработаны дорожные карты по реализации в рамках федерального проекта мероприятий, включенных в принятые стратегии сохранения и программы восстановления и реинтродукции отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

- разработаны и утверждены стратегии по сохранению и программы по восстановлению и реинтродукции приоритетных видов;

- разработаны дорожные карты по реализации в рамках федерального проекта мероприятий, включенных в принятые стратегии сохранения и программы восстановления и реинтродукции отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

- реализованы мероприятия по восстановлению и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличена их численность;

- сформирована методологическая, нормативная и методическая база по созданию инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках и продвижению комплексного туристского продукта на российском и международном рынках;

- создана и развита инфраструктура для экологического туризма в национальных парках, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования;

- обеспечено продвижение туристских продуктов национальных парков;

- получена обратная связь от населения по результатам проекта и улучшено понимание удовлетворенности населения экологической обстановкой;

- обеспечено совершенствование нормативно-правового регулирования, методического обеспечения и инструментария для создания и функционирования ООПТ и сохранения биоразнообразия, включая редкие виды;

- создана система подготовки кадров для заповедной системы.

Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):

- 235 ООПТ;

- увеличение площади ООПТ на 5 млн га;

- увеличение количества посетителей на ООПТ до 7,891 млн чел.;

- индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (дополнительный показатель, 1 усл. ед.)

Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Количество посетителей особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
Основной
млн чел.
6
6
6,96
6,7
8,06
Увеличена площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
Основной
млн га
0
1,3
1,3
1,7
3,6
Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
Основной
ед.
211
218
218
221
223
Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
Дополнительный
усл. ед.
1
1
1
1
1
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Сохранение лесов»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Целью данного федерального проекта является сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Ключевыми задачами федерального проекта являются:

- формирование нормативно-правовой базы по созданию механизма «компенсационного» лесовосстановления, совершенствованию механизма отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;

- создание механизма экономической устойчивости бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем установления возможности заготовки спелой и перестойной древесины;

- оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, на 70% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;

- увеличение площади лесовосстановления, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению на лесных участках, не переданных в аренду, до 310 тыс. га, арендованных лесных участках до 1244 тыс. га;

- оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой в объеме 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;

- обновление информации о наличии земель, незанятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления; о возможных способах лесовосстановления, обследование 100% земель, незанятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

- увеличение площади искусственного лесовосстановления за счет внебюджетных средств учреждений субъектов Российской Федерации не менее чем на 35 тыс. га;

- формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений до 360 тонн;

- проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой;

- утверждение методологии расчета показателей федерального проекта.

Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):

- отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (повышение основного показателя с 62,3 до 100%);

- ущерб от лесных пожаров по годам (уменьшение основного показателя с 32,3 до 12,5 млрд руб.);

- площадь лесовосстановления и лесоразведения (повышение дополнительного показателя с 935 до 1554 тыс. га);

- площадь погибших лесных насаждений (уменьшение дополнительного показателя с 380 до 220 тыс. га);

- количество выращенного посадочного материала лесных растений (повышение дополнительного показателя с 665 до 879 млн шт.);

- запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения (повышение дополнительного показателя с 194 до 360 тонн).

Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение лесов»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2019
План
Факт
Количество выращенного посадочного материала лесных растений
Дополнительный
млн шт.
665
669
713,9
Площадь погибших лесных насаждений
Дополнительный
тыс. га
380
330
151,1
Ущерб от лесных пожаров по годам
Основной
млрд руб.
32,3
20,5
13,5
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения
Дополнительный
т
194
221
182,4
Площадь лесовосстановления и лесоразведения
Дополнительный
тыс. га
935
1000
1129,1
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений
Основной
%
62,3
64,4
80,7
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

 

Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»

Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач

Задачей данного федерального проекта является применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий (НДТ).

Результатами федерального проекта являются:

- формирование нормативной правовой базы, регулирующей процедуру выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР);

- формирование нормативной правовой базы, регулирующей создание системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

- усовершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку, актуализацию и применение информационно-технических справочников по НДТ;

- утверждение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ;

- оказание государственной поддержки пилотным проектам в рамках механизма возмещения затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ (5 шт.);

- анализ потребностей объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60%, в оборудовании экологического машиностроения;

- формирование системы оценки и экспертного сообщества НДТ;

- формирование программы развития производства отечественных автоматических средств контроля и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

- формирование основных принципов экологической промышленной политики и системы показателей макроуровня для оценки результатов перехода на принципы НДТ; подготовка отраслевых методик оценки затрат перехода на принципы НДТ;

- анализ информации и разработка рекомендаций по применению отечественных технологий и оборудования для очистки сточных вод до уровней НДТ;

- актуализация 51 информационно-технического справочника по НДТ; разработка новых и актуализация действующих национальных стандартов НДТ;

- выдача комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения НДТ (6900 шт.);

- реализация механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям НДТ (175 шт.);

- проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой.

Целевыми показателями федерального проекта являются:

- снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, до 36%;

- 6900 шт. выданных КЭР;

- 175 поддержанных инвестиционных проектов по НДТ (дополнительный показатель);

- актуализация 51 информационно-технического справочника по НДТ (дополнительный показатель).

Основные результаты реализации федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий»

Показатель
Тип показателя
Единицы измерения
Базовое значение
2018
2019
План
Факт
План
Факт
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, нарастающим итогом
Основной
%
50
50
50
50
50
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), нарастающим итогом
Основной
шт.
0
0
н/д
15
16
Поддержанные инвестиционные проекты по НДТ, нарастающим итогом
Дополнительный
шт.
0
0
н/д
5
123
Актуализированные информационно-технические справочники по НДТ, нарастающим итогом
Дополнительный
шт.
0
0
н/д
7
7
Источник: данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Загрузить раздел доклада