Федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая страна»)
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целями федерального проекта «Чистая страна» являются:
- ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;
- создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта «Чистая страна» являются:
1) По направлению «Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены»:
- ликвидация 191 выявленной на 1 января 2018 г. несанкционированной свалки в границах городов (основной показатель);
- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, должна составить 28131,4 тыс. чел. (дополнительный показатель);
2) По направлению «Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде»:
- ликвидация 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (основной показатель);
- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, должна составить не менее 3,7 тыс. га (дополнительный показатель);
3) По направлению «Создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок»:
- ввод в промышленную эксплуатацию ФГИС «Наша природа» в целях сбора и обработки обращений граждан, юридических лиц, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Дополнительными задачами федерального проекта «Чистая страна» являются:
- создание проектного офиса по реализации федерального проекта «Чистая страна»;
- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта, проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой.
Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая страна»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, нарастающим итогом
|
Основной
|
шт.
|
0
|
0
|
н/д
|
16
|
16
|
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, нарастающим итогом
|
Основной
|
шт.
|
10
|
31
|
31
|
48
|
48
|
Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде
|
Дополнительный
|
га
|
31,9
|
252,2
|
н/д
|
545
|
545
|
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба
|
Дополнительный
|
тыс. чел.
|
126,2
|
2260,6
|
н/д
|
3373,3
|
3373,3
|
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью федерального проекта является создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов.
Задачей федерального проекта установлено формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
Федеральным проектом предусмотрено достижение следующих основных показателей:
- «Объем ТКО: – направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом, млн т» (основной показатель). К 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 25,2 млн т в год;
- «Объем ТКО: – направленных на обработку, нарастающим итогом, млн т» (основной показатель). К 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 42,0 млн т в год;
- «Доля разработанных электронных моделей, %» (дополнительный показатель). К 2020 г. спланировано достижение показателя со значением 100%;
- «Утилизация ТКО путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии, млн т» (дополнительный показатель). В 2023 г и 2024 г. спланировано достижение показателя со значением 3,35 млн т в год.
Основные результаты реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Доля разработанных электронных моделей
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
20
|
н/д
|
50
|
52,94
|
Объем ТКО, направленных на утилизацию (втор. переработку), нарастающим итогом
|
Основной
|
млн т
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
4,9
|
2,7
|
Объем ТКО, направленных на обработку, нарастающим итогом
|
Основной
|
млн т
|
4,9
|
4,9
|
4,9
|
8,4
|
18,2
|
Утилизация ТКО путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии
|
Дополнительный
|
млн т
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью данного федерального проекта является создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности.
Ключевыми задачами федерального проекта являются:
- разработка нормативно-правового и методического обеспечения регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленного на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;
- определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
- разработка, утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;
- разработка, утверждение и введение в эксплуатацию единой государственной информационной системы (ЕГИС) учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
- передача имущественного комплекса объектов по уничтожению химического оружия, необходимого для создания межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, из оперативного управления ФБУ «ФУ БХУХО» («Камбарка» Удмуртская Республика, «Марадыковский» Кировская область, «Щучье» Курганская область) и ФКП «Горный» («Горный», Саратовская область) федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (1 этап);
- перепрофилирование объектов по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;
- реализация инфраструктурных проектов по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности;
- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта;
- утверждение методологии расчета показателей федерального проекта.
Целевыми показателями федерального проекта являются:
- количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (основной показатель, 7 ед.);
- наличие федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель);
- наличие утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель);
- степень внедрения единой государственной информационной системы (ЕГИС) учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель, 100%);
- доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, подлежащих обезвреживанию, переданных федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (дополнительный показатель, 65%).
Основные результаты реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Наличие федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
0
|
0
|
100
|
100
|
Утверждена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
|
Дополнительный
|
шт.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, подлежащих обезвреживанию, переданных федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, нарастающим итогом
|
Основной
|
шт.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Степень внедрения единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Федеральный проект «Чистый воздух»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Задачей данного федерального проекта является реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу.
Результатами федерального проекта являются:
- утверждение и актуализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу (12 шт.);
- проведение анализа мероприятий, включенных в комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с учетом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, анализа данных инструментальных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (12 шт.);
- формирование сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая инструментальные обследования загрязнения атмосферного воздуха; проведение анализа репрезентативности существующей сети инструментальных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и возможных путей развития (12 шт.);
- формирование и функционирование федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха;
- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха (с высокого и очень высокого уровня) в 8 городах (Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Чите, Братске, Красноярске, Челябинске, Магнитогорске и Норильске) (3 города к 31.12.2021, 8 городов к 31.12.2024);
- модернизация и развитие государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха (55 ед. к 25.12.2021, 67 ед. к 25.12.2024);
- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год (на 5% к 31.12.2021, на 22% к 31.12.2024);
- создание и обеспечение функционирования проектного офиса национального проекта «Экология»;
- усиление федерального государственного экологического надзора;
- совершенствование нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня, в том числе методологической базы, необходимой для реализации федерального проекта «Чистый воздух» (7 мероприятий);
- организация общественного мониторинга и экспертного сопровождения реализации федерального проекта, проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой;
- формирование портфелей инвестиционных проектов по снижению выбросов в атмосферу на территории городов-участников федерального проекта «Чистый воздух» (12 шт.);
- модернизация и развитие системы социально-гигиенического мониторинга;
- корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена в Красноярске;
- информационное сопровождение реализации национального проекта «Экология».
Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):
- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год до 78% (основной показатель);
- нулевое количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (основной показатель);
- 219 млн м3 потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный год (дополнительный показатель);
- 90% граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах (дополнительный показатель).
Основные результаты реализации федерального проекта «Чистый воздух»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Количество городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Братск, Красноярск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Челябинск, Чита), нарастающим итогом
|
Основной
|
ед.
|
8
|
8
|
46
|
8
|
8
|
Доля граждан, удовлетворенных качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
0
|
н/д
|
0
|
20
|
Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный год
|
Дополнительный
|
млн м3
|
43,8
|
43,8
|
н/д
|
53,24
|
58,28
|
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, нарастающим итогом
|
Основной
|
%
|
100
|
100
|
100,8
|
100
|
100
|
Федеральный проект «Чистая вода»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью данного федерального проекта является повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Результатами федерального проекта являются:
- утверждение справочника перспективных технологий водоподготовки с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса с учетом оценки риска здоровью населения;
- оценка состояния объектов централизованных систем водоснабжения и водоподготовки на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения;
- утверждение региональных программ субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки;
- обеспечение качественной питьевой водой 95,5% городского населения;
- завершение строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами субъектов Российской Федерации по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.
Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):
- 90,8% населения Российской Федерации обеспечено качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения;
- 99% городского населения Российской Федерации обеспечено качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
Основные результаты реализации федерального проекта «Чистая вода»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения
|
Основной
|
%
|
94,5
|
94,5
|
93,2
|
94,5
|
93,2
|
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения
|
Основной
|
%
|
87,5
|
87,5
|
85,6
|
87,5
|
85,5
|
Федеральный проект «Оздоровление Волги»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целями данного федерального проекта являются:
- сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу;
- обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
- ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
- снижение негативного воздействия затонувших судов;
- проведение мероприятий, направленных на улучшение состояния реки Волги.
Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта являются:
1) По направлению «Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу»:
- проведение оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам;
- утверждение региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;
- обеспечение сокращения отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод на 2,12 км3 в год путем завершения работ по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений (дополнительный показатель);
- снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод до 1,05 км3 (основной показатель);
2) По направлению «Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы»:
- расчистка 175 км мелиоративных каналов Нижней Волги (дополнительный показатель);
- 600 км восстановленных водных объектов Нижней Волги (основной показатель);
- восстановление не менее 28,4 тыс. га водных объектов Нижней Волги (дополнительный показатель);
- постройка и реконструкция 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги (основной показатель);
- 100 м3/с дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период (основной показатель);
- разработка и утверждение проектно-сметной документации по строительству комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы;
- реконструкция 6 гидротехнических сооружений государственной мелиоративной сети;
- рост количества молоди на мелиорированных нерестилищах до 200% (дополнительный показатель);
- гарантированное обеспечение водой населения и хозяйств, в том числе в зоне западных подстепных ильменей, общей площадью 19,1 тыс. га (дополнительный показатель);
3) По направлению «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге»:
- ликвидация (рекультивация) 43 объектов накопленного экологического вреда (основной показатель);
4) По направлению «Снижение негативного воздействия затонувших судов»:
- подъем и утилизация 95 затонувших судов на акватории реки Волги (дополнительный показатель);
5) По направлению «Проведение мероприятий, направленных на улучшение состояния реки Волги»:
- разработка концепции по снижению поступления загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного назначения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронений и свалок, объектов транспортной инфраструктуры;
- проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированного сброса загрязненных сточных вод в реку Волга и ее притоки;
- информационно-аналитическое сопровождение проекта.
Основные результаты реализации федерального проекта «Оздоровление Волги»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги, нарастающим итогом
|
Основной
|
ед.
|
1
|
1
|
н/д
|
1
|
10
|
Площадь восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом
|
Дополнительный
|
тыс. га
|
3,9
|
3,9
|
н/д
|
8,1
|
8,15
|
Рост количества молоди на мелиорированных нерестилищах
|
Дополнительный
|
%
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод, нарастающим итогом
|
Дополнительный
|
км3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге
|
Основной
|
ед.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Гарантированное водообеспечение населения и хозяйств, в том числе в зоне западных подстепных ильменей
|
Дополнительный
|
тыс. га
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов
|
Дополнительный
|
ед.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Протяженность расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги
|
Дополнительный
|
км
|
0
|
0
|
н/д
|
28,2
|
30
|
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом
|
Основной
|
км
|
28,7
|
28,7
|
28,2
|
32
|
34,34
|
Объем дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период
|
Основной
|
м3/с
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод, нарастающим итогом
|
Основной
|
км3
|
3,17
|
3,17
|
3,17
|
3,17
|
3,17
|
Федеральный проект «Сохранение озера Байкал»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью данного федерального проекта является сохранение озера Байкал.
Ключевыми задачами федерального проекта являются:
- сохранение и воспроизведение уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал; выпуск не менее 750 млн шт. личинок омуля, 1,5 млн шт. молоди омуля и 1,5 млн шт. молоди осетра;
- охват государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) 93% площади Байкальской природной территории;
- нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий по сохранению озера Байкал;
- снижение на 448,9 га общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал;
- модернизация и постройка очистных сооружений, необходимых для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, общей мощностью не менее 350 тыс. м3 в сутки;
- постройка сооружений инженерной защиты общей протяженностью не менее 18 км;
- завершение мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2012 – 2020 гг. по совершенствованию и развитию объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал;
- социологическая оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой;
- реализация проектов территориального развития субъектов Российской Федерации – участников федерального проекта на принципах устойчивого развития в территориальной экологической зоне Байкальской природной территории, включая развитие экологического туризма и сопутствующей инфраструктуры, а также системных мер по экологическому развитию Байкальской природной территории.
Целевыми показателями федерального проекта являются:
- сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до 71,8% (основной показатель);
- увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов до 753 особей (основной показатель);
- увеличение протяженности сооружений инженерной защиты до 18 км (основной показатель);
- снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал до 0 га (основной показатель);
- увеличение охвата площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом до 93% (дополнительный показатель).
Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории, нарастающим итогом
|
Основной
|
%
|
100
|
100
|
н/д
|
96,8
|
99,6
|
Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов
|
Основной
|
особь
|
0
|
0
|
н/д
|
100,2
|
400
|
Увеличение протяженности сооружений инженерной защиты
|
Основной
|
км
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал
|
Основной
|
га
|
448,9
|
448,9
|
н/д
|
286,9
|
408,2
|
Охват площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом
|
Дополнительный
|
%
|
70
|
75
|
н/д
|
78
|
75
|
Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целями данного федерального проекта являются:
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
- улучшение экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора);
- улучшение экологического состояния гидрографической сети;
- очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек;
- увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов;
- увеличение количества населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов;
- сохранение Телецкого озера.
Ключевыми задачами и целевыми показателями федерального проекта являются:
1) По направлению «Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов»:
- экологическая реабилитация водных объектов площадью не менее 7580 га;
2) По направлению «Улучшение экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора)»:
- природоохранные мероприятия по расчистке участков рек (водохранилищ) и озер на площади не менее 15200 га;
3) По направлению «Улучшение экологического состояния гидрографической сети»:
- расчистка участков русел рек, протяженностью не менее 260 км и озер площадью не менее 730 га;
4) По направлению «Очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек»:
- с привлечением волонтерского движения проведены мероприятия по очистке от бытового мусора и древесного хлама не менее 9000 км берегов водных объектов;
5) По направлению «Увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов»:
- количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи не менее 98 водных объектов, составит 4,8 млн человек (дополнительный показатель);
6) По направлению «Увеличение количества населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов»:
- количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов, составит не менее 4,5 млн человек;
7) По направлению «Сохранение Телецкого озера»:
- реализация комплекса мероприятий по созданию 4 объектов инфраструктуры, направленных на снижение негативного воздействия на Телецкое озеро (дополнительный показатель).
Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Площадь восстановленных водных объектов, нарастающим итогом
|
Основной
|
тыс. га
|
0
|
0
|
н/д
|
2,7
|
3,3
|
Количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов
|
Дополнительный
|
млн чел.
|
0
|
0
|
н/д
|
0,4
|
4,42
|
Создание объектов инфраструктуры, направленных на снижение негативного воздействия на Телецкое озеро
|
Дополнительный
|
ед.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01
|
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, нарастающим итогом
|
Основной
|
тыс. км
|
0
|
0
|
н/д
|
1,5
|
24,02
|
Протяженность расчищенных участков русел рек
|
Основной
|
км
|
0
|
0
|
н/д
|
20,47
|
22,13
|
Количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов
|
Основной
|
млн чел.
|
0
|
0
|
н/д
|
0,8
|
0,93
|
Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью данного федерального проекта является сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий, которая будет достигнута выполнением к 2024 г. следующих основных показателей:
- количество федеральных особо охраняемых природных территорий составит 235 единиц;
- площадь федеральных особо охраняемых природных территорий будет увеличена на 5 млн га;
- количество посетителей особо охраняемых природных территорий составит 10,30 млн человек.
В рамках реализации федерального проекта будут выполнены следующие мероприятия:
- созданы новые ООПТ, а также завершены мероприятия по организационно-техническому обеспечению деятельности ООПТ;
- сформирована нормативная правовая база по вопросам сохранения и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; утвержден Список редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; определен Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции;
- разработаны дорожные карты по реализации в рамках федерального проекта мероприятий, включенных в принятые стратегии сохранения и программы восстановления и реинтродукции отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
- разработаны и утверждены стратегии по сохранению и программы по восстановлению и реинтродукции приоритетных видов;
- разработаны дорожные карты по реализации в рамках федерального проекта мероприятий, включенных в принятые стратегии сохранения и программы восстановления и реинтродукции отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
- реализованы мероприятия по восстановлению и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличена их численность;
- сформирована методологическая, нормативная и методическая база по созданию инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках и продвижению комплексного туристского продукта на российском и международном рынках;
- создана и развита инфраструктура для экологического туризма в национальных парках, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования;
- обеспечено продвижение туристских продуктов национальных парков;
- получена обратная связь от населения по результатам проекта и улучшено понимание удовлетворенности населения экологической обстановкой;
- обеспечено совершенствование нормативно-правового регулирования, методического обеспечения и инструментария для создания и функционирования ООПТ и сохранения биоразнообразия, включая редкие виды;
- создана система подготовки кадров для заповедной системы.
Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):
- 235 ООПТ;
- увеличение площади ООПТ на 5 млн га;
- увеличение количества посетителей на ООПТ до 7,891 млн чел.;
- индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (дополнительный показатель, 1 усл. ед.)
Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Количество посетителей особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
|
Основной
|
млн чел.
|
6
|
6
|
6,96
|
6,7
|
8,06
|
Увеличена площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
|
Основной
|
млн га
|
0
|
1,3
|
1,3
|
1,7
|
3,6
|
Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом
|
Основной
|
ед.
|
211
|
218
|
218
|
221
|
223
|
Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных
|
Дополнительный
|
усл. ед.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Федеральный проект «Сохранение лесов»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Целью данного федерального проекта является сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Ключевыми задачами федерального проекта являются:
- формирование нормативно-правовой базы по созданию механизма «компенсационного» лесовосстановления, совершенствованию механизма отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;
- создание механизма экономической устойчивости бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем установления возможности заготовки спелой и перестойной древесины;
- оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, на 70% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
- увеличение площади лесовосстановления, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению на лесных участках, не переданных в аренду, до 310 тыс. га, арендованных лесных участках до 1244 тыс. га;
- оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой в объеме 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
- обновление информации о наличии земель, незанятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления; о возможных способах лесовосстановления, обследование 100% земель, незанятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;
- увеличение площади искусственного лесовосстановления за счет внебюджетных средств учреждений субъектов Российской Федерации не менее чем на 35 тыс. га;
- формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений до 360 тонн;
- проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой;
- утверждение методологии расчета показателей федерального проекта.
Целевыми показателями федерального проекта являются (к 31.12.2024, нарастающим итогом):
- отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (повышение основного показателя с 62,3 до 100%);
- ущерб от лесных пожаров по годам (уменьшение основного показателя с 32,3 до 12,5 млрд руб.);
- площадь лесовосстановления и лесоразведения (повышение дополнительного показателя с 935 до 1554 тыс. га);
- площадь погибших лесных насаждений (уменьшение дополнительного показателя с 380 до 220 тыс. га);
- количество выращенного посадочного материала лесных растений (повышение дополнительного показателя с 665 до 879 млн шт.);
- запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения (повышение дополнительного показателя с 194 до 360 тонн).
Основные результаты реализации федерального проекта «Сохранение лесов»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2019
|
|
План
|
Факт
|
||||
Количество выращенного посадочного материала лесных растений
|
Дополнительный
|
млн шт.
|
665
|
669
|
713,9
|
Площадь погибших лесных насаждений
|
Дополнительный
|
тыс. га
|
380
|
330
|
151,1
|
Ущерб от лесных пожаров по годам
|
Основной
|
млрд руб.
|
32,3
|
20,5
|
13,5
|
Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения
|
Дополнительный
|
т
|
194
|
221
|
182,4
|
Площадь лесовосстановления и лесоразведения
|
Дополнительный
|
тыс. га
|
935
|
1000
|
1129,1
|
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений
|
Основной
|
%
|
62,3
|
64,4
|
80,7
|
Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»
Общая характеристика федерального проекта, его целей и задач
Задачей данного федерального проекта является применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий (НДТ).
Результатами федерального проекта являются:
- формирование нормативной правовой базы, регулирующей процедуру выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР);
- формирование нормативной правовой базы, регулирующей создание системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
- усовершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку, актуализацию и применение информационно-технических справочников по НДТ;
- утверждение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ;
- оказание государственной поддержки пилотным проектам в рамках механизма возмещения затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ (5 шт.);
- анализ потребностей объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60%, в оборудовании экологического машиностроения;
- формирование системы оценки и экспертного сообщества НДТ;
- формирование программы развития производства отечественных автоматических средств контроля и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
- формирование основных принципов экологической промышленной политики и системы показателей макроуровня для оценки результатов перехода на принципы НДТ; подготовка отраслевых методик оценки затрат перехода на принципы НДТ;
- анализ информации и разработка рекомендаций по применению отечественных технологий и оборудования для очистки сточных вод до уровней НДТ;
- актуализация 51 информационно-технического справочника по НДТ; разработка новых и актуализация действующих национальных стандартов НДТ;
- выдача комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения НДТ (6900 шт.);
- реализация механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям НДТ (175 шт.);
- проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой.
Целевыми показателями федерального проекта являются:
- снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, до 36%;
- 6900 шт. выданных КЭР;
- 175 поддержанных инвестиционных проектов по НДТ (дополнительный показатель);
- актуализация 51 информационно-технического справочника по НДТ (дополнительный показатель).
Основные результаты реализации федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий»
Показатель
|
Тип показателя
|
Единицы измерения
|
Базовое значение
|
2018
|
2019
|
||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
||||
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, нарастающим итогом
|
Основной
|
%
|
50
|
50
|
50
|
50
|
50
|
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), нарастающим итогом
|
Основной
|
шт.
|
0
|
0
|
н/д
|
15
|
16
|
Поддержанные инвестиционные проекты по НДТ, нарастающим итогом
|
Дополнительный
|
шт.
|
0
|
0
|
н/д
|
5
|
123
|
Актуализированные информационно-технические справочники по НДТ, нарастающим итогом
|
Дополнительный
|
шт.
|
0
|
0
|
н/д
|
7
|
7
|