Мероприятия по предотвращению изменения климата и адаптации к климатическим изменениям
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Мероприятия по предотвращению изменения климата и адаптации к климатическим изменениям
 

Меры по адаптации к климатическим изменениям

В 2019 г. продолжена работа по реализации Климатической доктрины Российской Федерации. Реализованы мероприятия по информированию общественности о государственной политике в области климата, о необходимости энергосбережения, повышения энергетической эффективности и использования возобновляемых источников энергии как методах решения проблемы антропогенного влияния на климат.

25.12.2019 распоряжением Правительства Российской Федерации № 3183-р утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., которым определены меры экономического и социального характера, осуществляемые федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях уменьшения уязвимости населения, экономики и природных объектов к последствиям изменений климата, а также использования благоприятных возможностей, обусловленных такими изменениями.

Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий национального плана, поручено утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата, а высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана, рекомендовано организовать работу по адаптации к изменениям климата и утвердить соответствующие региональные планы.

Сохранение озонового слоя

Российская Федерация обеспечивает соблюдение обязательств по международным природоохранным соглашениям и взаимодействует с другими странами в части исполнения обязательств сторон. В рамках Монреальского протокола создана и успешно функционирует система неформального предварительного обоснованного согласования (iPIC), которая позволяет контролировать законность запланированной сделки купли/продажи и последующей поставки гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) до выдачи лицензии на экспортные и импортные операции.

В Российской Федерации компании и организации, занимающиеся применением и куплей/продажей ГХФУ, должны получать лицензию и квоты на экспорт и импорт этих химических веществ. Распределение квот между участниками внешнеторговой деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. На основании выданного им разрешения Министерство промышленности и торговли Российской Федерации оформляет соответствующую лицензию.

Мониторинг и прогнозирование гидрометеорологических явлений

Оправдываемость прогноза по природным чрезвычайным ситуациям на 2019 г., по данным МЧС России составила 89%.

Наибольшая вероятность возникновения подтоплений населенных пунктов и объектов экономики прогнозируется:

- в результате весеннего половодья и снеготаяния на территориях: Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия)); Сибирского федерального округа (Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская, Омская и Томская области); Уральского федерального округа (Свердловская область); Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан, Нижегородская, Кировская, Оренбургская и Самарская области); Северо-Западного федерального округа (Республика Коми, Архангельская и Вологодская области); Южного федерального округа (Волгоградская область);

- в результате дождевых, снего-дождевых паводков, сильных и очень сильных осадков на территориях: Дальневосточного федерального округа (Приморский, Забайкальский края); Южного федерального округа (Краснодарский край и Республика Адыгея); Северо-Западного федерального округа (Новгородская область); Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Дагестан).

По состоянию на декабрь 2019 г., превышение средних климатических значений толщины льда на затороопасных реках зарегистрировано на отдельных реках Алтайского (р. Обь, г. п. Шелаболиха – т. л. 128% нормы, вероятность образования затора – <70%), Забайкальского (р. Витим, г. п. Неляты – т. л. 121% нормы, вероятность образования затора <70%) краев; Иркутской (р. Лена, г. п. Усть-Кут – т. л. 183% нормы, вероятность образования затора – 76%, р. Лена, г. п. Киренск – т. л. 121% нормы, вероятность образования затора – 74%); Курганской (р. Тобол, г. п. Курган – т. л. 123% нормы, вероятность образования затора – 50%); Оренбургской (р. Урал, г. п. Илек – т. л. 142% нормы, вероятность образования затора – <70%); Челябинской (р. Уй, г. п. Троицкий з/с – т. л. 118% нормы, вероятность образования затора – <70%) областей

Загрузить раздел доклада