Многосторонние конвенции и соглашения
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Многосторонние конвенции и соглашения

Международное сотрудничество Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивалось в 2019 г. в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья с учетом текущих политических реалий и было нацелено на обеспечение выполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации, задач Министерства по всему спектру сферы компетенции.

Основные усилия были направлены на отстаивание и продвижение интересов Российской Федерации на международных и региональных площадках, в сфере двусторонних и многосторонних отношений, а также выполнение своих конвенционных обязательств.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

В течение 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Росгидрометом, отвечающим за участие Российской Федерации в РКИК ООН, координировали работу по участию Российской Федерации в мероприятиях, проводимых Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Важным событием стало завершение процесса всестороннего анализа социально-экономических последствий ратификации Парижского соглашения по климату, подписанного Российской Федерацией 22.04.2016, и выполнения соответствующих мероприятий на национальном уровне, в результате чего Российская Федерация приняла (что равносильно ратификации) Парижское соглашение постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1228 с заявлениями, суть которых заключается в том, что использование Парижского соглашения как барьера для устойчивого развития страны считается неприемлемым. Российская Федерация также исходит из важности сохранения и увеличения поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости ее максимально возможного учета, в том числе при реализации механизмов Соглашения.

Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой

Обеспечено участие российской делегации в мероприятиях Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, (МП) для отстаивания российских интересов с учетом согласованного графика сокращения производства и применения хладонов класса ГХФУ и подготовки к ратификации Российской Федерацией Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, призванной регулировать с 2020 г. сокращение потребления хладонов класса ГФУ.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

В Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН российская делегация принимала участие в сессиях Исполнительного органа Конвенции (декабрь 2019), включая сегмент высокого уровня, посвященный 40-летию подписания Конвенции, Рабочей группы по стратегиям и обзору (май 2019), совместной сессии Руководящего органа Программы наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) и Рабочей группы по воздействию (сентябрь 2019).

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием

Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) принадлежит ключевая роль в координации международной деятельности в системе ООН, направленной на борьбу с явлениями опустынивания и деградации почв в аридных климатических зонах.     

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (№ Пр-1742ГС от 20.06.2011, пункт 2 «ж») о принятии решений, обеспечивающих присоединение Российской Федерации к Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2019 г. продолжалась работа по синхронизации национального законодательства с положениями Орхусской конвенции.

В частности, в сентябре 2019 г. внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми вводится определение понятия «экологическая информация» и устанавливается правовой режим предоставления информации о состоянии окружающей среды.

Создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Национальным законодательством предусмотрены процедуры оценки воздействия на окружающую среду в отношении любой планируемой деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, в рамках которой информируется общественность, проживающая на затрагиваемой деятельностью территории, и проводится общественное обсуждение.

Проведена работа по уточнению целесообразности разработки соответствующих проектов федеральных законов, а также проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер ЕЭК ООН

По линии Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер ЕЭК ООН (Конвенции ТГВ) в соответствии с Планом работы Конвенции в феврале и октябре 2019 г. в Женеве, Швейцария, состоялись заседания Бюро Конвенции, а также плановые заседания Рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокол по стратегической экологической оценке

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20.06.2011 № Пр-1742ГС (пункт 2 «б» часть 1) перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой в г. Эспо 25.02.1991 (далее Конвенция Эспо), и Протокола по стратегической экологической оценке к указанной Конвенции, принятого в Киеве 21.05.2003 (далее – Протокол по СЭО).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2019 г. был продолжен анализ российского и международного опыта реализации положений Конвенции Эспо и Протокола по СЭО, перспективы гармонизации российского законодательства в этой области для приведения его в соответствие с требованиями указанных международных соглашений.

Отмечалась важность синергии между выполнением Конвенции Эспо и Протокола по СЭО и Конвенцией о ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий (для стран, являющихся Сторонами указанного международного договора).

Конвенция о биологическом разнообразии

Что касается деятельности в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), целями которой являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования, то в 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжило подготовку Шестого национального доклада КБР.

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных

Российская Федерация является Стороной двух меморандумов: Меморандума о взаимопонимании относительно мер по сохранению сибирского журавля (стерха), а также Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги, действующих в рамках Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция).

В рамках Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги продолжена эколого-просветительская работа с местным населением.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

С 16 по 28 августа 2019 г. в Женеве (Швейцария) состоялись 71-я сессия Постоянного комитета (ПК71), 18-е совещание Конференции Сторон (КС18) и 72-я сессия Постоянного комитета (ПК72) Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

В ходе ПК71 обсуждались вопросы регулирования международной торговли редкими животными и растениями, пресечения браконьерства и контрабанды их образцов, процедуры оформления разрешений и сертификатов СИТЕС, выполнения Сторонами СИТЕС принятых обязательств, сохранения отдельных видов флоры и фауны.

На КС18 также было предложено учредить совместную рабочую группу по материалам, используемым Сторонами для идентификации образцов СИТЕС с целью оценки необходимости пересмотра и улучшения этих материалов. Соответствующая межсессионная рабочая группа создана на ПК71, Российская Федерация вошла в ее состав.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц

По Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) продолжалась плановая работа по обеспечению выполнения российских обязательств.

В качестве ключевых стратегических направлений деятельности Рамсарской конвенции Генеральный секретарь выделяет сопряжение ведущейся под эгидой Конвенции работы по защите заповедных участков суши, где сезонное затопление или присутствие воды является определяющим экологическим фактором, с важнейшими международными процессами, связанными с борьбой с изменением климата и защитой биоразнообразия.

Соглашение по сохранению китообразных Черного и Средиземного морей и прилегающей части Атлантического океана и Соглашение об охране малых китообразных Балтийского и Северного морей

В 2019 г. продолжено участие в работе в качестве наблюдателя по Соглашению по сохранению китообразных Черного и Средиземного морей и прилегающей части Атлантического океана (ACCOBAMS), которое распространяется только на малых китообразных (дельфинов) и не распространяется на крупных китов, относящихся к компетенции Международной конвенции по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946) и ее Международной китобойной комиссии, и по Соглашению об охране малых китообразных Балтийского и Северного морей (ASCOBANS), действующего в рамках Боннской конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция, Бонн, 1979), и касается, в том числе, обыкновенной морской свиньи, занесенной в Красную книгу Российской Федерации и подлежащей особой охране в российских водах. Другие виды малых китообразных, подпадающие под юрисдикцию ASCOBANS, в российских водах Балтийского моря не встречаются.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

В рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в 2019 г. продолжалась работа по совершенствованию законодательства в целях выполнения обязательств Российской Федерации, предусмотренных Базельской конвенцией.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2019 № 173 «О внесении изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г. № 1110» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации включено в состав федеральных органов исполнительной власти, ответственных за выполнение Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией.

В 2019 г. проводилась работа по закреплению функций Регионального центра по подготовке кадров и передаче технологии для Восточно-европейского региона Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за ФГБУ «ВНИИ Экология».

Подготовлен проект Меморандума между Секретариатом Конвенции и Российской Федерацией по созданию Регионального центра Базельской конвенции по подготовке кадров и передаче технологии для Восточно-европейского региона на базе ФГБУ «ВНИИ Экология».

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2019 № 113 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 4.11.1993 г. № 1118 и постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. № 720» внесены изменения в межведомственное распределение полномочий по выполнению обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, в связи с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 1623 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.07. 2014 г. № 720» МЧС России также было наделено полномочиями по выполнению Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Конвенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.10.2019 № 663 «О внесении изменений в состав Межведомственной рабочей группы по координации реализации Плана выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.05.2018 г. № 214» обновлен состав Межведомственной рабочей группы по координации реализации Плана выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией в связи с прошедшими структурными и кадровыми изменениями.

В настоящее время в рамках подгруппы по совершенствованию законодательства подготовлен проект Дорожной карты по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией, который проходит межведомственное согласование.

Большим успехом проводимой работы по укреплению позиций Российской Федерации в регионе Центральной и Восточной Европы стало принятое на Конференции Сторон решение о назначении Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук Региональным центром по созданию потенциала и передаче экологически безопасных технологий для стран Центральной и Восточной Европы в рамках Стокгольмской конвенции.

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

В мае 2019 г. представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации приняли участие в 9-м совещании Конференции Сторон Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

В 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации запросило в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации актуализированную информацию о проведенных и осуществляемых в настоящее время научных исследованиях физико-химических свойств хризотилового асбеста, затрагивающих безопасность его применения для окружающей среды.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации сообщило о ряде публикаций по тематике хризотилового асбеста в научных изданиях.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий

В соответствии с указанным постановлением наделено полномочиями по выполнению обязательств Российской Федерации, предусмотренных Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий, в установленной сфере деятельности Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

31 октября 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило в установленном порядке в электронном виде в Секретариат Конвенции национальный доклад об осуществлении Конвенции в Российской Федерации в 2016-2018 гг.

Стратегический подход к международному регулированию химических веществ

2-4 апреля 2019 г. в Монтевидео (Уругвай) состоялось 3-е заседание Рабочей группы открытого состава в рамках Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ. Целью данного заседания была подготовка к 5-й сессии Международной конференции по управлению химическими веществами (октябрь 2020 г.).

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и в связи с произошедшими кадровыми изменениями осуществлена актуализация состава Межведомственной рабочей группы.

Со своей стороны Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило предложения по кандидатурам для включения в обновленный состав МРГ.

Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

В 2019 г. продолжалась плановая работа по обеспечению выполнения российских обязательств в рамках Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция) 1972 г. и Протокола 1996 г. к ней. В ходе 41-го Консультативного совещания представителей Договаривающихся Сторон Конвенции и 12-го Совещания Сторон Лондонского протокола 1996 г. к Конвенции в рамках Международной морской организации (7-11 ноября 2019 г., Лондон, Великобритания) был обсуждены вопрос присоединения к Протоколу 1996 г., который заменит собой Лондонскую конвенцию 1972 г.

В ходе заседания были обсуждены вопросы статуса Лондонской конвенции 1972 г. и Протокола 1996 г. к Лондонской конвенции, деятельности, связанной с морской инженерной геологией и внесением питательных веществ в морскую среду, утилизацией судов из армированного стеклопластика, подводного шума из антропогенных источников, влияния развития аквакультуры на состояние морской среды, предотвращения загрязнения морской среды морским мусором и микропластиком, расширения сотрудничества с Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях, по обсуждению вопроса об осаждении материалов, сбрасываемых при запуске космических аппаратов, и сброса обломков космических кораблей в океаны. Принята Совместная программа работы Лондонской конвенции и Протокола на 2020-2022 гг.

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря

В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская  конвенция) 6-7 марта 2019 г. (Хельсинки, Финляндия) состоялась 40-я сессия Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ),

Одним из основных вопросов повестки дня стало обсуждение проводимого обновления Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю (ПДБМ), что прошло в контексте так называемой «научной сессии».

В период 2019 г. состоялись заседания Глав делегаций ХЕЛКОМ в Хельсинки (Финляндия) (56-е заседание – 18-19 июня 2019 г., 57-е заседание – 9-11 декабря 2019 г.), которые рассматривали текущие вопросы деятельности ХЕЛКОМ и итоги и предложения рабочих и специальных групп ХЕЛКОМ, продолжена работа по пересмотру Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю 2007 г.

Конвенция по защите Черного моря от загрязнения

С 16 по 17 октября 2019 г. в Стамбуле (Турция) состоялась 37-я сессия Комиссии по защите Черного моря от загрязнения (далее – Черноморской комиссии) Конвенции по защите Черного моря от загрязнения (далее – Бухарестская конвенция). В заседании Черноморской комиссии участвовали делегации Российской Федерации, Болгарии, Грузии, Турции, Украины, а также представители Программы развития ООН, Организации Черноморского экономического сотрудничества.

В ходе сессии приняты отвечающие российским интересам резолюции по приоритетным направлениям деятельности Черноморской комиссии в 2019-2020 гг.

В 2019 г. в Стамбуле (Турция) также состоялись 35-я (19-20 февраля 2019 г.) и 36-я (17-18 апреля 2019 г.) внеочередные сессии Черноморской комиссии, в ходе которых были обсуждены финансовые вопросы и проект Правил Черноморской комиссии по представлению, назначению и утверждению кандидатов на профессиональные посты в Секретариат Черноморской комиссии от 31.01.2018 г.

Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря

В рамках подготовки к шестой сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции на 7-м заседании подготовительного комитета (16-20 сентября 2019 г., Баку, Азербайджан) было продолжено рассмотрение широкого круга вопросов Тегеранской конвенции, а также вопроса административного управления Секретариатом и организации его размещения в Баку.

6-7 августа 2019 г. в Махачкале (Республика Дагестан) состоялось заседание «Значение Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря для сохранения морской и прибрежной среды Каспийского моря и достижения экологического устойчивого развития региона Каспийского моря в целях реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», посвященное Дню Каспийского моря (12 августа) в рамках Тегеранской конвенции.

Минаматская конвенция по ртути

Минаматская конвенция по ртути (11.10. 2013 г., Кумамото, Япония) регулирует обеспечение таких мер как оценка выбросов, мониторинг и моделирование атмосферного переноса и выпадения ртути, регулирование обращения с ртутьсодержащими отходами, экологическая реабилитация территорий, загрязненных ртутью, а также доступ к международным финансам и передовым технологиям под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Российская Федерация представлена в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО 11 природными объектами. Российская Федерация неукоснительно соблюдает правила и процедуры Конвенции.

В рамках 43-й сессии Комитета всемирного наследия (КВН) ЮНЕСКО, июнь 2019 г., были рассмотрены следующие российские объекты всемирного природного наследия: «Западный Кавказ», «Золотые горы Алтая», «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля».

В августе 2019 г. состоялась совместная оценочная миссия Центра всемирного наследия (ЦВН) ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы (МСОП) на объект всемирного природного наследия «Вулканы Камчатки» в целях анализа хода выполнения рекомендаций миссии 2007 г. и состояния сохранности объекта. В их числе усиление режима охраны территорий; обеспечение благополучия популяций редких и знаковых для камчатки видов животных, таких как дикие северные олени, медведи, лососи; а также проведение фундаментальных научных исследований.

Загрузить раздел доклада