Экологическое образование
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Экологическое образование
 

В Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2018) существует система всеобщего экологического образования, цель которого – формирование экологической культуры и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды. Система включает в себя общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование детей и специалистов. Образовательные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными образовательными стандартами, в том числе по образовательным программам.

 

Общее образование

Во исполнение пункта 1 подпункта «и» части 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2017 № Пр-140ГС по вопросу о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды, а также в соответствии с пунктом 37 плана мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности на период до 2025 г. по вопросу о подготовке предложений о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, указанные требования учтены Министерством просвещения Российской Федерации в проектах федеральных государственных образовательных стандартов (далее ⎼ ФГОС) начального общего и основного общего образования.

В действующих в 2019 г. ФГОС среднего профессионального образования для всех профессий и специальностей предусмотрено изучение общепрофессиональных дисциплин «Основы экологии», «Экологические основы природопользования», «Природопользование и охрана окружающей среды» в объеме от 36 часов, куда включены разделы из области охраны окружающей среды в рамках будущей профессии или специальности.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в 2019 г. Министерство просвещения Российской Федерации разработало проект Концепции экологического образования (далее – Концепция), к работе над которым в качестве экспертов также были привлечены ФГБУ «Российская академия наук», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (далее – ИСРО РАО), ФГБУ «Центральное бюро информации Минприроды России», ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» (далее – ФДЭБЦ), ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела». Утверждение Концепции запланировано на 2020 г. После утверждения Концепции планируется разработка плана реализации Концепции.

 

Высшее образование

Все Федеральные государственные стандарты высшего образования (далее – ФГОС ВО) уровней «Бакалавриат» и «Специалитет» содержат требование об обязательном изучении дисциплины по безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя, в том числе, требования к овладению знаниями в области защиты окружающей среды и устойчивого развития.

Кроме того, подготовка специалистов с высшим образованием в области охраны окружающей среды и устойчивого развития осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом высшего профессионального образования в рамках направлений подготовки высшего образования: по программам бакалавриата: 05.03.06 Экология и природопользование, по программам магистратуры: 05.04.06 Экология и природопользование.

При формировании ФГОС в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитываются положения профессиональных стандартов. Порядок учета профессиональных стандартов во ФГОС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». В настоящее время приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утверждено 8 профессиональных стандартов в области экологического развития.

 

Дополнительное образование и повышение квалификации

Региональные ресурсные центры развития дополнительного образования детей естественнонаучной направленности действуют в 85 субъектах Российской Федерации, как правило, на базе организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы данной направленности.

В 2019 г. Министерство просвещения Российской Федерации разработало Порядок формирования Всероссийского сводного календарного плана мероприятий, направленных на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях.

В рамках реализации сводного плана мероприятий на региональном уровне в 2019 г. было проведено более 700 мероприятий природоохранной тематики с участием более 2 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет.

В 2019 г. отмечалось большое количество обучающихся на федеральных (заочных) этапах Всероссийских конкурсных мероприятий экологической тематики:

- Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (470 представителей из 68 субъектов Российской Федерации);

- Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (258 представителей из 50 субъектов Российской Федерации);

- Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (301 представитель из 68 субъектов Российской Федерации).

В 2019 г. в 75 субъектах Российской Федерации действовало 1592 трудовых объединения обучающихся лесохозяйственного направления (школьных лесничеств и др.); в 56 субъектах Российской Федерации 2883 сельскохозяйственных трудовых объединения обучающихся (ученических производственных бригад и др.); в 55 субъектах Российской Федерации и 3898 трудовых объединений обучающихся по иным направлениям, относящимся к естественнонаучной тематике (в области природопользования и сохранения природных ресурсов), в том числе по озеленению населенных пунктов, в сфере рыбного хозяйства и др.

В 72 субъектах Российской Федерации образовательными организациями осуществлялось взаимодействие с заповедниками, национальными парками и другими особо охраняемыми природными территориями.

В 2019 г. в рамках Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей «БиотопПрофи», организованного для руководителей школьных лесничеств Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр» (далее – ФДЭБЦ), проанализировано более 500 работ, поступивших из 66 субъектов Российской Федерации.

ФДЭБЦ проводит работу по выявлению лучших практик субъектов Российской Федерации по развитию школьных лесничеств. С 2019 г. лучшие практики размещаются на едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru.

В рамках выполнения плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р, в 2019 г. на территории субъектов Российской Федерации успешно развиваются природоохранные социально-образовательные проекты: «Эколята», «Эколята-дошколята», «Молодые защитники Природы». В 2019 г. в мероприятиях по проектам приняли участие более 500 тыс. детей из 83 субъектов Российской Федерации.

Загрузить раздел доклада