Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
 

Состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов

В Российской Федерации зарегистрировано 676 редких видов дикорастущих растений и грибов и 413 – диких животных. Наибольшее их количество сосредоточено на Кавказе, юге Сибири и Дальнем Востоке.

Количество редких видов дикорастущих растений и грибов, по категориям статуса редкости в Российской Федерации
Растения и грибы
Категории статуса редкости видов, ед./%
Всего, ед./%
(0)1
(1)2
(2)3
(3)4
(4)5
(5)6
Покрытосеменные
6
79
131
254
4
-
474/70,1
Голосеменные
-
1
8
5
-
-
14/2,1
Папоротниковидные
-
6
6
11
-
-
23/3,4
Плауновидные
-
-
2
1
-
-
3/0,4
Мохообразные
-
8
13
40
-
-
61/9,0
Лишайники
-
1
7
34
-
-
42/6,2
Морские и пресноводные водоросли
-
1
8
26
-
-
35/5,2
Грибы
-
-
4
20
-
-
24/3,6
Всего
6/0,9
96/14,2
179/26,5
391/57,8
4/0,6
0/0
676/100
Примечания:
1 – «Вероятно исчезнувшие»
2 – «Находящиеся под угрозой исчезновения»
3 – «Сокращающиеся в численности и/или распространении»
4 – «Редкие»
5 – «Неопределенные по статусу»
6 – «Восстанавливаемые и восстанавливающиеся»
Источник: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2005 № 289 (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.11.2005 № 7211)
 
Количество редких видов диких животных, по категориям статуса редкости в Российской Федерации
Животные
Категории статуса редкости видов, ед./%
Всего, ед./%
(0)1
(1)2
(2)3
(3)4
(4)5
(5)6
Млекопитающие
2
23
15
19
6
-
65/15,7
Птицы
-
29
27
55
9
3
123/29,8
Пресмыкающиеся
2
2
5
10
2
-
21/5,1
Земноводные
-
-
5
2
1
-
8/1,9
Круглоротые и рыбы
1
17
16
6
1
-
41/9,9
Беспозвоночные
-
44
85
21
5
-
155/37,5
Всего
5/1,3
115/27,8
153/37,0
113/27,4
24/5,8
3/0,7
413/100
Примечания:
1 – «Вероятно исчезнувшие»
2 – «Находящиеся под угрозой исчезновения»
3 – «Сокращающиеся в численности и/или распространении»
4 – «Редкие»
5 – «Неопределенные по статусу»
6 – «Восстанавливаемые и восстанавливающиеся»
Источник: приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации»1

 

Воздействие на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды

Основной причиной сокращения численности редких видов является антропогенное воздействие, что включает не только незаконный промысел, но и экстенсивное увеличение пользования лесными ресурсами, недрами Земли, приводящее к загрязнению окружающей среды и деградации экосистем.

На данный момент основными угрозами для редких видов в Российской Федерации являются деградация и сокращение мест обитания и ухудшение качества среды в результате масштабного хозяйственного освоения территорий, незаконное добывание редких видов и нерациональное использование их кормовых объектов, глобальные климатические изменения. В 2018 г. были реализованы некоторые меры по ужесточению уголовного законодательства Российской Федерации с целью противодействия незаконной добыче и обороту диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. 16.10.2019 был подписан Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», ужесточающий наказание за оборот внесенных в Красную книгу животных: подобные преступления перенесены в статус средней тяжести и тяжких преступлений, также привлекать к ответственности стало возможно лиц, использующих служебное положение.

 

Мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов

Основная работа по сохранению видов осуществляется в рамках Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 212-р). Соответствующий план мероприятий по реализации Стратегии предполагает разработку нормативно-правовых актов с целью установления порядка передачи на хранение, содержание и разведение или реализацию вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также совершенствования подготовки и утверждения Списков объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Помимо этого, реализуются Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176), Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации (утв. распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2010 № 25-р), Стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (утв. распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.11.2013 № 29-р), Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации (утв. распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.07.2010 № 26-р), Стратегия сохранения сахалинской кабарги в России (утверждена распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2008 № 9-р).

Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», разработанный в рамках национального проекта «Экология», предполагает проведение мероприятий по восстановлению численности и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также создание особо охраняемых природных территорий и развитие экологического туризма. Первоочередным направлением является разработка и реализация актуальных стратегий сохранения и программ по восстановлению и реинтродукции 11 приоритетных объектов животного мира: дальневосточного и переднеазиатского леопардов, снежного барса, амурского тигра, зубра, сайгака, аргали, дзерена, лошади Пржевальского, белого медведя и стерха.

 

Экологический след и биоемкость территории Российской Федерации

Согласно данным NFA-2019, за период 2014-2016 гг. экологический след Российской Федерации на душу населения снизился на 5,3%, а суммарный экологический след за этот же период снизился на 5,23%. В свою очередь, биоемкость Российской Федерации за период 2014-2016 гг. выросла с 984,16 млн га до 1001,54 млн га, увеличив резерв биоемкости с 25,7% до 34,8%.

Экологический след Российской Федерации на душу населения, га/чел
Источник: официальный сайт организации Глобальной сети экологического следа
 
Результаты изданий NFA-2018 и NFA-2019 для Российской Федерации, 2014-2016 гг.
Серия данных
Система национальных экологических счетов (NFA), 2018
Система национальных экологических счетов (NFA), 2019
Система национальных экологических счетов (NFA), 2019
2014
2015
2016
Величина экологического следа на душу населения, га/чел
5,45
5,12
5,16
Величина биоемкости на душу населения, га/чел
6,85
6,83
6,96
Суммарный экологический след, га
783122055,03
736615636,2
742843996,58
Суммарная биоемкость, га
984157109,91
983019573,9
1001544848,77
Резерв биоемкости, %
25,7
33,4
34,8
Источник: официальный сайт организации Глобальной сети экологического следа
 

Согласно прогнозу, составленному в рамках NFA-2018, к 2020 г. в Российской Федерации произойдет увеличение суммарного экологического следа на 2,8%, что должно быть связано с увеличением углеродного следа. В ходе анализа прогноза до 2020 г. прослеживается общее увеличение суммарной биоемкости по всем видам землепользования, исключая лесные земли, где прогнозируется падение биоемкости.


1 Приказ не подлежит применению в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.03.2020 № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»

Загрузить раздел доклада